Cathy-fox (cathy_fox) wrote,
Cathy-fox
cathy_fox

Год из жизни полярной станции в Арктике, часть 4 - заключительная

Как обещала - заключительный пост про нелегкую жизнь полярников на исследовательской станции "Мыс Шалаурова", остров "Большой Ляховский".

Начало - часть 1, часть 2 часть 3

Кстати, вот, собственно, что надо было выложить давным-давно: карта с точным местнонахождением:


Из документов, представляющих интерес, неопубликованным остался только один приказ.
Приказ № 23
по Полярной станции Мыс Шалаурова острова Бол.Ляховского ГУСМП при СНК СССР от 21 июля 1936 г.
§1
Сего числе утром прибыл с ПОСа и приступил к исполнению своих обязанностей
§2

На основании распоряжений ГУСМП об обслуживании перелета по радио, приказываю ст.радиотехнику обеспечить прием сигналов с самолета и своевременно давать через Тикси сведения в Москву.
Нач. п/станции Шалаурова


На первый взгляд, ничего в нем особенного нет, но только на первый вгляд. Ключевой момент здесь - дата. Вот что происходило в середине июля 1936 г.:

1. В июле 1936 года В.С. Молоков и Г.Т. Побежимов на гидросамолете Dornier Wal с индексом полярной авиации Н-2 совершили исторический перелет по маршруту Красноярск – Якутск – Охотск – о. Врангеля - Москва – Красноярск. Длина маршрута составила 26 000 километров.

2. 14 июля 1936 года вышло Постановление Совета Труда и Обороны (СТО) «О беспосадочном полете на самолете РД» экипажа Чкалова. В связи с тем, что до Камчатки дальность значительно меньше, чем мог преодолеть АНТ-25, экипаж убедил правительство утвердить маршрут Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-на-Камчатке - Охотское море - остров Сахалин - Николаевск-на-Амуре, с посадкой в Хабаровске или Чите.

Полет начался в 2 часа 45 минут по Гринвичу 20 июля 1936 года. Проходил в тяжелых метеорологических условиях. Экипаж в целях разведки арктических условий первоначально летел в направлении Северного полюса до острова Виктория (82-й градус северной широты). Миновав арктические просторы и Якутию, самолет оказался над Охотским морем. Экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку, однако в мощном и обширном циклоне над Охотским морем воздушное судно подверглось сильному обледенению, и экипаж вынужден был приземлиться. Чкалов сумел посадить самолет на клочке земли по размерам значительно меньше, чем требовалось для нормального приземления АНТ-25. Полет завершился 22 июля 1936 года на острове Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре.


Совершенно очевидно, что распоряжение Управления ГлавСевМорпути касается одного из этих самолетов. Так что документ можно считать историческим)

В качестве бонуса - сканы фотографий, чудом сохранившихся с тех пор. Как-никак, больше семидесяти лет прошло, а качество исходного материала изначально было не очень хорошим, да и размеры маловаты (6х8 см). Сделала,что могла, вот результат:

Лена, 1935 г.

Чтобы добраться до Б.Ляховского, часть пути от Якутска до Тикси приходилось преодолевать водным путем, по р.Лене. Кстати, при увеличении снимка обнаружилось, что можно разглядеть название второго судна на заднем плане - "Сталин". Что за судно - думаю, знатоки из числа френдов смогут помочь с классификацией.

побережье о.Большой Ляховский,1935-1936 гг


Охотничий поселок в 20км от станции


Собственно, сама полярная станция ---------Астроном на фоне станционных строений


Персонал------------------------------------------------Радисты


Местный житель из охотничьего поселка----------Поездка на собачьей упряжке


И парочка бонусов:

Судя по всему, сменившись на посту начальника п/станции, прадеду пришлось зимовать в Тикси. Воможно, оно и к лучшему - на дворе стоял 1937 год, и находиться подальше от Москвы было явно безопаснее.

Ведомость продснабжения соседней п/ст "Кигилях"


Увы,как и многие научно-исследовательские объекты, с развалом СССР обе станции на острове "Большой Ляховский" - "Мыс Шалаурова" и "Кигилях" - были заброшены.

Для заинтересовавшихся - неплохая библиотека , где собраны статьи и книги по исследованиям Арктики. Что касается конкретно упомянутых мной мест, то история постройки п/ст "Мыс Шалаурова" описана в книге известного исследователя Арктики Н.В.Пинегина "В стране песцов", а тамошняя жизнь середины 30-х годов - в мемуарах начальника соседней станции "Кигилях" - Н.Н.Лях "На трассе северного полюса. Записки полярника"

PS По последней информации станция "Кигилях" не заброшена, а вполне себе работает, что радует. Благодарность за информацию macrolight
http://macrolight.livejournal.com/15746.html
Tags: архив, история, полярники, старые документы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments