Cathy-fox (cathy_fox) wrote,
Cathy-fox
cathy_fox

Общественно-полезный труд

Во френдленте в последнее время стали почему-то появляться школьные воспоминания) О школе я вспоминаю очень редко, как правило - в кошмарных снах, в которых вижу себя на экзамене по алгебре. Но тут разбирала всякий хлам, и обнаружила школьные дневники, полистала, и тоже кое-что припомнила.

Школьные годы у меня пришлись на 1981-1991, поэтому в перестроечное время пришлось ощутить на себе все перемены и нововведения, вроде перехода на пятидневку, отмену формы и чехарду с экзаменами. В шестом классе в расписании появился загадочный предмет "ОПТ", расшифровывающийся как "Общественно-полезный труд", бессмысленный и беспощадный. По прошествии времени я понимаю, что реальной пользы от этого "полезного труда" не было никакой, только головная боль для ответственных за действо учителей и сотрудников принимающих организации. Тогдашние советские установки, очевидно, требовали приучать детей к труду с самого раннего возраста, так и появились в школьном расписании эти два часа бездарно растрачиваемого времени. Просуществовал "предмет" в расписании недолго, по-моему всего год или два. Правда, несмотря на всю бессмысленность занятия, имелся один, очень существенный для учеников, плюс. Обязательная школьная форма тогда у каждого обычно наличествовала в количестве одной штуки, и отдавалась в чистку во время каникул (до сих пор ужасаюсь, да)))). Поэтому хитрые школьники придумали отличный предлог, чтобы раз в неделю придти в школу без формы: "На ОПТ можно испачкаться". Конечно, для мальчиков все это было не настолько актуально, зато девочки могли появиться в школе в джинсах)

Кстати, изначально предполагалось, что количество уроков в любом классе не превышает шести в день, поэтому в дневниках для дополнительных часов места не хватало, и приходилось все записывать на полях. Мало того, за ОПТ еще и оценки ставили - итоговые четвертные, и годовую.



Да, суть урока ОПТ заключалась в том, что ученики шли в "шефские" организации/предприятия, где им поручалось выполнение каких-нибудь несложных действий, по профилю этой организации, под присмотром местного сотрудника.
Первым таким местом для нашего класса был какой-то загадочный завод, до которого нужно было добираться остановок десять на трамвае. После извилистого пути через проходную и захламленные темные цеха мы попадали в маленькую комнатку со столом и тремя ящиками, наполненными металлическими ситечками, пластиковыми ручками и проволочными загогулинами в форме перевернутой буквы U. Эти три детали необходимо было соединить, чтобы получить ситечко с ручкой, такой конструктор "сделай сам". Теперь-то, насмотревшись передач по "Дискавери", я знаю, что подобные операции в цивилизованных странах выполняет автоматика, но на этом заводе все делали вручную. Несмотря на кажущуюся легкость, собрать ситечко было очень непросто - отверстие в пластиковой ручке обычно оказывалось меньше, чем нужно, и чтобы пропихнуть в него проволочную загогулину, приходилось затрачивать много усилий. Так что за час мы собирали по пятнадцать-двадцать ситечек, не больше. На проходной потом всех проверяли, чтобы никто эти ситечки с собой не вынес))))))

Следующей "шефской" организацией был какой-то НИИ, где требовалось клеить конверты. Но там мы надолго не задержались, потому что выносить стоявший в комнате сильный и устойчивый запах клея смогли бы только токсикоманы со стажем. После многочисленных жалоб на головную боль и аллергический насморк, нас снова перевели в другое место.

Другое место оказалось аптекой, взяли туда только девочек, мальчиков отправили куда-то еще. Аптека находилась недалеко от школы, в старом доме с высоченными потолками и глубокими подвалами. Захватив с собой обязательные белые халаты, мы приходили после уроков, заходили за потемневший от древности деревянный прилавок, и спускались в подвал - оставить портфели и переодеться. Туда вела ужасно крутая лестница, а сами подвальные коридоры, с крашеными желтой масляной краской стенами, больше походили на бомбоубежище, и тянулись далеко в темноту. Никакой специальной комнатки для переодевания не было, портфели и куртки оставлялись в укромном закутке на ступенях очередной крутой лестницы, ведущей к запертой двери в никуда.В самый первый раз, облачившись в мятые халаты (а какими они еще могли быть после нескольких часов путешествий в портфеле?), мы наивно надеялись, что нам позволят делать что-то "аптечное" - раскладывать лекаства по баночкам, что-нибудь взвешивать, - в таком вот роде. Но увы, нас ожидало жестокое разочарование - длинный стол и куча маленьких бумажных листочков. В этой аптеке существовало собственное производство некоторых лекарств, для которых требовалось вручную заполнять этикетки. Так что раз в неделю в течение полутора часов мы сидели в аптечной задней комнатке, и переписывали непонятные латинские названия, конечно, с ошибками, пропусками и помарками))) На этикетках указывалось не только название, но и дозировка, и способ употребления, поэтому искренне надеюсь, что сотрудницы аптеки не верили в нашу добросовестность, и всю писанину потом выбрасывали.

Потом кому-то "умному" пришел в голову еще один способ использовать детский труд) Чем озадачили мальчиков, не припоминаю, но девочкам выдали по громадной охапке разнцветных ситцевых лоскутков - длинных узких полосок, их нужно было сшивать в квадратные куски, которыми затем "будут протирать станки" (!). Предполагалось, что девочки займутся этим в кабинете труда, где имелись швейные машинки. Но существенной тут была норма выработки, а не место изготовления, поэтому все тряпки я отнесла домой. Дома в наличии была "Husqvarna" с электронным управлением (в 1987 году! Кто в курсе, тот знает, тогда это была редкость). К такой навороченной машинке меня с моим идиотским занятием подпустить не рискнули, в итоге мама сама за пару дней настрочила кипу этих дурацких "салфеток для протирки". Использовать для такого "Husqvarna" - все равно, что гвозди микроскопом забивать, зато до конца учебного года я была совершенно свободна)))

Больше насчет ОПТ в памяти ничего не сохранилось, кроме стойкого убеждения в бессмысленности этого "предмета". УПК, то есть "Учебно-производственный комбинат", существовал параллельно, там действительно учили - кого чему, у меня вот была машинопись. А вот насчет ОПТ интересно, вообще какую-нибудь пользу эти, с позволения сказать, "уроки", кому-нибудь принесли? И чем еще дети на них занимались?
Tags: личное, мемуар, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments