Cathy-fox (cathy_fox) wrote,
Cathy-fox
cathy_fox

Общественно-полезный труд

Во френдленте в последнее время стали почему-то появляться школьные воспоминания) О школе я вспоминаю очень редко, как правило - в кошмарных снах, в которых вижу себя на экзамене по алгебре. Но тут разбирала всякий хлам, и обнаружила школьные дневники, полистала, и тоже кое-что припомнила.

Школьные годы у меня пришлись на 1981-1991, поэтому в перестроечное время пришлось ощутить на себе все перемены и нововведения, вроде перехода на пятидневку, отмену формы и чехарду с экзаменами. В шестом классе в расписании появился загадочный предмет "ОПТ", расшифровывающийся как "Общественно-полезный труд", бессмысленный и беспощадный. По прошествии времени я понимаю, что реальной пользы от этого "полезного труда" не было никакой, только головная боль для ответственных за действо учителей и сотрудников принимающих организации. Тогдашние советские установки, очевидно, требовали приучать детей к труду с самого раннего возраста, так и появились в школьном расписании эти два часа бездарно растрачиваемого времени. Просуществовал "предмет" в расписании недолго, по-моему всего год или два. Правда, несмотря на всю бессмысленность занятия, имелся один, очень существенный для учеников, плюс. Обязательная школьная форма тогда у каждого обычно наличествовала в количестве одной штуки, и отдавалась в чистку во время каникул (до сих пор ужасаюсь, да)))). Поэтому хитрые школьники придумали отличный предлог, чтобы раз в неделю придти в школу без формы: "На ОПТ можно испачкаться". Конечно, для мальчиков все это было не настолько актуально, зато девочки могли появиться в школе в джинсах)

Кстати, изначально предполагалось, что количество уроков в любом классе не превышает шести в день, поэтому в дневниках для дополнительных часов места не хватало, и приходилось все записывать на полях. Мало того, за ОПТ еще и оценки ставили - итоговые четвертные, и годовую.



Да, суть урока ОПТ заключалась в том, что ученики шли в "шефские" организации/предприятия, где им поручалось выполнение каких-нибудь несложных действий, по профилю этой организации, под присмотром местного сотрудника.
Первым таким местом для нашего класса был какой-то загадочный завод, до которого нужно было добираться остановок десять на трамвае. После извилистого пути через проходную и захламленные темные цеха мы попадали в маленькую комнатку со столом и тремя ящиками, наполненными металлическими ситечками, пластиковыми ручками и проволочными загогулинами в форме перевернутой буквы U. Эти три детали необходимо было соединить, чтобы получить ситечко с ручкой, такой конструктор "сделай сам". Теперь-то, насмотревшись передач по "Дискавери", я знаю, что подобные операции в цивилизованных странах выполняет автоматика, но на этом заводе все делали вручную. Несмотря на кажущуюся легкость, собрать ситечко было очень непросто - отверстие в пластиковой ручке обычно оказывалось меньше, чем нужно, и чтобы пропихнуть в него проволочную загогулину, приходилось затрачивать много усилий. Так что за час мы собирали по пятнадцать-двадцать ситечек, не больше. На проходной потом всех проверяли, чтобы никто эти ситечки с собой не вынес))))))

Следующей "шефской" организацией был какой-то НИИ, где требовалось клеить конверты. Но там мы надолго не задержались, потому что выносить стоявший в комнате сильный и устойчивый запах клея смогли бы только токсикоманы со стажем. После многочисленных жалоб на головную боль и аллергический насморк, нас снова перевели в другое место.

Другое место оказалось аптекой, взяли туда только девочек, мальчиков отправили куда-то еще. Аптека находилась недалеко от школы, в старом доме с высоченными потолками и глубокими подвалами. Захватив с собой обязательные белые халаты, мы приходили после уроков, заходили за потемневший от древности деревянный прилавок, и спускались в подвал - оставить портфели и переодеться. Туда вела ужасно крутая лестница, а сами подвальные коридоры, с крашеными желтой масляной краской стенами, больше походили на бомбоубежище, и тянулись далеко в темноту. Никакой специальной комнатки для переодевания не было, портфели и куртки оставлялись в укромном закутке на ступенях очередной крутой лестницы, ведущей к запертой двери в никуда.В самый первый раз, облачившись в мятые халаты (а какими они еще могли быть после нескольких часов путешествий в портфеле?), мы наивно надеялись, что нам позволят делать что-то "аптечное" - раскладывать лекаства по баночкам, что-нибудь взвешивать, - в таком вот роде. Но увы, нас ожидало жестокое разочарование - длинный стол и куча маленьких бумажных листочков. В этой аптеке существовало собственное производство некоторых лекарств, для которых требовалось вручную заполнять этикетки. Так что раз в неделю в течение полутора часов мы сидели в аптечной задней комнатке, и переписывали непонятные латинские названия, конечно, с ошибками, пропусками и помарками))) На этикетках указывалось не только название, но и дозировка, и способ употребления, поэтому искренне надеюсь, что сотрудницы аптеки не верили в нашу добросовестность, и всю писанину потом выбрасывали.

Потом кому-то "умному" пришел в голову еще один способ использовать детский труд) Чем озадачили мальчиков, не припоминаю, но девочкам выдали по громадной охапке разнцветных ситцевых лоскутков - длинных узких полосок, их нужно было сшивать в квадратные куски, которыми затем "будут протирать станки" (!). Предполагалось, что девочки займутся этим в кабинете труда, где имелись швейные машинки. Но существенной тут была норма выработки, а не место изготовления, поэтому все тряпки я отнесла домой. Дома в наличии была "Husqvarna" с электронным управлением (в 1987 году! Кто в курсе, тот знает, тогда это была редкость). К такой навороченной машинке меня с моим идиотским занятием подпустить не рискнули, в итоге мама сама за пару дней настрочила кипу этих дурацких "салфеток для протирки". Использовать для такого "Husqvarna" - все равно, что гвозди микроскопом забивать, зато до конца учебного года я была совершенно свободна)))

Больше насчет ОПТ в памяти ничего не сохранилось, кроме стойкого убеждения в бессмысленности этого "предмета". УПК, то есть "Учебно-производственный комбинат", существовал параллельно, там действительно учили - кого чему, у меня вот была машинопись. А вот насчет ОПТ интересно, вообще какую-нибудь пользу эти, с позволения сказать, "уроки", кому-нибудь принесли? И чем еще дети на них занимались?
Tags: личное, мемуар, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments