Cathy-fox (cathy_fox) wrote,
Cathy-fox
cathy_fox

«Войну и мир» и романы Достоевского можно убрать из школьной программы – Вербицкая

«Я считаю, что мы достаточно хорошо представляем себе, что должны читать дети. Хотя в этом вопросе нет единого мнения. Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать», - сказала Вербицкая.

http://www.edu.ru/news/education/voynu-i-mir-i-romany-fedora-dostoevskogo-mozhno-ub/

Хмм. Ну я так скажу: все зависит от преподавателя литературы. "Пройденные" в школе Толстой, Достоевский и Чернышевский (их конкретные произведения) ненавистны до сих пор. Остального Достоевского, не вошедшего в программу, во взрослом возрасте читала с удовольствием (и естественно, с пониманием:)

Но в любом случае, не все, что считалось обязательным в советской школе, нужно было переносить в современную. Не имею в виду определенных писателей, конечно, а лишь определенные произведения. Ну, скажем, вместо той же тяжелой "Грозы" (луч света и всякое такое), почему не дать детям "Снегурочку" того же самого Островского? Там и любовь, и измена, и море аллегорий, которые только и разгадывать. Похоже, от советского наследия оставшаяся тенденция на уроках литературы заставлять изучать лишь произведения, в которых можно обнаружить остро-социальный контекст, никуда не делась, почему-то. По-моему, уроки литературы в школе нужны большей частью для того, чтобы:
а) научиться читать и понимать Литературу с большой буквы (с подтекстом, философией и тд),
б) при этом не привить ненависти к чтению,
б) зато научиться читать для удовольствия - когда не только испытываешь интерес к сюжету, но и удовлетворение, когда вдруг становится понятна авторская аллюзия, и тп.

А я как вспомню перечень обязаловки советской школы, так мрак мраком - "Гроза", "На дне", "Мать", "Преступление и наказание", многотомная "Война и мир", и так далее. От уроков литературы оставалось всегда какое-то гнетущее впечатление. Название давнего перумовского романа очень подходит, чтоб эту атмосферу передать: "Земля без радости". Учитывая, что сейчас явная тенденция, направленная на то, чтобы школьники массово шли не в институты, где литературу преподают уже на человеческом уровне, а во всякие профтехколледжи и тд, не лучше ли оставить у них впечатление о литературе, как о источнике света? Чтоб читать не разучились?

[дальше] Помню, уже в институте, таким открытием стало, что "Грозу" можно читать с интересом))))) Одна из моих любимых преподавательниц, большая энтузиастка, с такой неожиданной стороны заставила нас взглянуть на героев и сюжет, (причем начала же с мельчайших подробностей быта и особенностей жизни в то конкретное время), что мы даже не заметили, как пара закончилась - продолжали слушать, и никто не ушел из аудитории. Я была настолько под впечатлением, что вернувшись домой, чуть не дословно пересказала ее лекцию домашним (тоже прослушавших все с большим интересом).


Так что да, список классических литературных произведений для школы явно нуждается в фильтрации.
Tags: мемуар, мысли вслух, новости, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments