Cathy-fox (cathy_fox) wrote,
Cathy-fox
cathy_fox

Обучение: школьное или домашнее? часть первая

Опять навеяло обсуждениями по радио)))
Поразмыслила, без того, чтоб свои пять копеек вставить, не получается.
Напоминаю, все мои соображения основаны на личном опыте, опыте моей младшей сестры, и некоторых близких знакомых. Мой личный школьный опыт относится к 1981-1991.

А поскольку сейчас у меня ребенок, хоть и кроха, тема уже актуальна.
Итак, послушала ведущих, всякоразных приглашенных психологов и тд. Излагать буду со своей позиции, т.е. православной и неполиткоректной.

С их точки зрения плюсы и минусы очевидны. Не цитирую, по памяти привожу.

ШКОЛЬНОЕ обучение.
Плюсы - социализация, социализация, социализация, etc. Умение выживать в коллективе, общаться с себе подобными и противоположным полом, обязательность выполнения домашних заданий (без обязаловки "никто учиться не станет" - это цитата как раз), и все это повторялось пару часов в разных вариациях. Один из главнейших "плюсов" - ребенок будет "полностью загружен", свободного времени (на почитать хорошую книжку не по программе, напр.) - ноль.
Минусы - могут попасться некомпетентные учителя, агрессивные одноклассники, или дети маргиналов, но это мелочи, полностью покрываемые пресловутой социализацией. Более того, упор приглашенные спецы делали на то, что дети будут вынуждены общаться с теми, кто неприятен, но это закаляет психику etc.

ДОМАШНЕЕ обучение.
Плюсы - индивидуальный подход; у ребенка меньше шансов оказаться в неподходящей компании, время, требуемое на дорогу в школу и обратно можно использовать с бОльшей пользой (опять речь шла о пресловутой "полной загруженности"). Больше ничего не вспоминается. А, "школьных поборов" избегаешь еще.
Минусы - подходит только очень богатым людям (цитирую), т.к. найм приходящих учителей по всем предметам мало кто осилит (а основная масса родителей - дебилы полнейшие, ребенка таблице умножения и то не смогут научить. Это не цитата, но было между строк). Отсутствие социализации и невозможность получить навыки общения со сверстниками (как будто есть только две альтернативы - школа и необитаемый остров. Ни во дворе, ни на даче сверстников не найти, очевидно, вопрос наличия сестер-братьев разной степени родства, т.е. кузенов и пр. не ставился вообще). Невозможность получить навыки общения с противоположным полом своего возраста (очевидно, наблюдать за "обжиманиями" одноклассников по темным углам и подростковые беременности сверстниц - это прям таки идеальные навыки). Ну и еще масса минусов, своей бредовостью не позволившие их запомнить.

Но мы с вами люди взрослые (в большинстве своем))), собственное мнение составить можем. Наслушавшись вот всего ЭТОГО в течение нескольких дней, принимая во внимание неозвученное, но подразумевавшееся, я свое мнение составила.

Итак, кому же идеально/желательно подойдет школьное обучение? Речь не о чем-то супер-элитарно-престижном, а об обычной школе.

1. Ребенку круглосуточно занятых (неважно чем) родителей, так как помочь ни с получением общегуманитарных, ни специально-школьных знаний, умений и навыков они не смогут.
2. Ребенку, который не умеет/не любит читать, соответственно не научился получать удовольствие от процесса познавания нового.
3. Ребенку из неполной семьи, так ему хоть в школе удастся (может быть) увидеть/признать необходимость мужского авторитета.
4. Ребенку, который в дошкольном возрасте уже вращался в такой среде (дома, с дворово/дачными знакомыми, как взрослыми, так и не очень), где использование ненормативной лексики в экстренной ситуации или обыденной жизни является нормой, равно как и курение и т.д.
5. Гиперактивному ребенку, с гиперактивностью которого родители не способны справиться своими силами, а попадание его в коллектив "иных", т.е. "нормальных" заставляет беднягу приспособиться (иногда).
6. Ребенку-экстраверту, общительному, нестеснительному, без ярко выраженных дефектов речи или внешности, способному за себя постоять перед одноклассниками в случае чего.

Вроде бы и все. Не приходят мне в голову другие "плюсы" школьного обучения, ну никак.

А теперь о ребенке, которому идеально подходит домашнее обучение. Если большая часть перечисленных выше пунктов к вашему ребенку не относится, его можно считать подходящим кандидатом. Тут я относительно компетентна, так как в пример приведу себя. Нет, полноценно обучаться дома мне не довелось, о чем жалею, а к школе на всю жизнь осталась ненависть, но теперь мне ясна причина всех моих детских проблем, и тем более ясно, как можно было их избежать.

Школу я ненавидела и боялась с раннего, еще дошкольного, детства. Причину не знаю. Никто не запугивал: "вот будешь плохо себя вести, отправлю в школу", я была нормальной внешне)))))), вполне дисциплинированной, умела читать-писать с 4х лет, и годам к 5ти читала запоем, была вполне социализированной - в сад ходила недолго, но отлично умела общаться как в компании моих друзей-сверстников во дворе и на даче, так и в компании взрослых - родительских друзей, бывавших в гостях у нас регулярно. Да еще и младшая сестра в наличии. Даже навык почтишкольных занятий имелся, т.к. в 6 лет мне на дом приглашали учителя английского, с учебниками, домашними заданиями и тд. Имелся один минус (с точки зрения радиопсихологов), он же - просто особенность ( с моей точки зрения). Я интроверт. Мне в принципе не нужна большая компания, я отлично развлекала себя сама играми и чтением. Общегуманитарно родители меня развивали отлично, к первому классу я не один раз побывала в Пушкинском музее (изобр.искусств который), многочисленных домах-музеях писателей-художников, посетила все города, входившие в то, что называлось тогда "Золотое кольцо", плюс каждое лето - Прибалтика и Крым (природа, замки, музеи) и тд. Плюс несколько лет заграничной командировки.

И вот ребенок с таким интеллектуальным багажом и склонностью к самосозерцанию попадает в первый класс. Толпа незнакомцев (познакомиться пришлось быстро, но общаться желания не было, хватало нескольких дошкольных друзей), с трудом умеющих читать-писать, скучные уроки, не дающие мне НИЧЕГО, все по расписанию, короче - "шаг влево, шаг вправо карается расстрелом".
По причине моих скромности и хорошего поведения учителя внимания на меня обращали мало, а проявлять инициативу мне было неинтересно, т.к. ничего нового класса до 4го на уроках мне не сообщили. Школьные учебники (истории, литературы, географии, биологии и прочей гуманитарки) прочитывала в первую неделю сентября, обнаруживала, что менее скучными и менее казенными с прошлых лет они не стали. В итоге заучивать эти скучные параграфы затем в течение года душа не лежала.... Альтернативные точки зрения, вообще собственное мнение на уроках не поощрялось, мягко говоря. Думать не то что не учили - не давали. Затем обнаружилось, что я - чистой воды гуманитарий, все техническо-математическое не просто неинтересно, а в большинстве случаев - непонятно. Заинтересовать предметом ни один из этих учителей-предметников не сумел (физика, алгебра и прочая математика). Одним из побочных последствий (или причин) была стойкая нелюбовь к цифрам. Я всегда плохо запоминала номера телефонов, математические постоянные и ДАТЫ. Запоминать исторические даты у меня категорически не получалось, даже в нежнолюбимой по сей день истории Франции и Крестовых походов. Итогом стали регулярные двойки по истории, потому что историчку интересовали не причины и последствия Куликовской битвы или войны 1812 года, а даты жизни важных персонажей и и даты битв, основания/разрушения городов, революций и тп. Так и переходила из класса в класс, тихо и незаметно. Выходить к доске стеснялась, хоть и знала ответ. Тянуть из меня "клещами" каждое слово учителям не хотелось, стали появляться тройки.

Кстати, должна признать - за все время обучения ( по разным причинам пришлось сменить 5 или 6 школ, в т.ч. заграничных), реально хороших учителей-энтузиастов, любящих свой предмет и интересно его преподающих, встретилось не более 3-4 человек. 90% тупо бубнили по учебнику, а некоторые даже не могли объяснить непонятную формулировку из учебника своими словами.
Продолжать можно долго, но, думаю, общая картина ясна. Учиться с ежедневным посещением школы и тп мне особой пользы не приносило.

А теперь о тех моментах, которые показали мне, что учеба может быть легкой, и даже приносить удовольствие. Учеба на дому, естественно.
Началось все в 4м классе. По ряду причин (загранкомандировка) пришлось переселиться от родителей к бабушке, а ближайшей школой оказалась французская спец, где язык изучали со 2го класса. Французского на тот момент я, ясное дело не знала. На дворе апрель. Завуч по французскому побеседовала со мной, оценила общий уровень эрудиции, и сказала: "Есть один вариант. Если до сентября пройдешь программу по языку за 3 года и сдашь мне экзамен, приму в 5й класс. Для начала, до конца мая придется осилить программу 2го класса". Она дала рекомендацию к гениальному преподавателю, Валентине Борисовне Гаттенберг, автору почти всех учебников по франц. для спецшкол. Занимаясь с ней дома по 2 часа 3 раза в неделю, к маю я сдала экзамен за 2й класс. За лето освоила программу 3, 4 и 5 класса (на вс.случай). Меня приняли. Я занималась с ней почти до окончания школы, тк полюбила французский, а школьной подачи предмета (даже спецшкольной) было мне недостаточно - слишком просто. До сих пор французский для меня - как второй родной язык.

Еще случай был с уроками органической химии. В школе преподаватель предмет свой не любил, объяснял так себе, пошли тройки. Я поняла - нужно что-то делать. Четырех или пяти занятий дома с другим преподавателем, энтузиастом и любителем химии, решили дело. Я разобралась в азах, была очарована красотой химических процессов, и до окончания школы химия уже была у меня одним из любимых предметов (занималась сама, по учебнику Глинки, на школьного учителя внимания уже не обращала). Более того, я выбрала химию в качестве одного из выпускных экзаменов по выбору, и получила заслуженную пятерку. Остальные, выбравшие этот предмет, поступали в мединституты.

Третий случай касается информатики, все происходило таким же образом: равнодушный школьный преподаватель, 4 занятия на дому с энтузиастом, и до окончания школы никаких больше проблем с предметом.

Было еще много всякого, но основной вывод теперь мне ясен: мне требовались всего лишь хороший учебник и несколько занятий с энтузиастом, объясняющим азы. Вектор развития получить. Все. Дальше - сама. Родители НИКОГДА не контролировали мои занятия, не заставляли ничего делать, в смысле.

Теперь, собственно, о самом комплексе школьных знаний. Поскольку с окончания школы прошло уже 25 лет, логично подвести промежуточные итоги. Они таковы: НИЧЕГО, повторю, НИЧЕГО из пройденного в школе не пригодилось мне в дальнейшей жизни и работе. Читать-писать-считать меня научили задолго до школы. Два-три основных моих занятия, приносящих удовольствие и заработок, эволюционировали из хобби, не имеюших отношения к школе. То есть из того, чего, по мнению радиопсихологов, у ребенка с "полной загруженностью" не может быть в принципе. Позднее были получены и всяко-разные дипломы, конечно, но школа же вроде как первична.
Эти занятия - журналистика (основной интеллектуальный багаж был приобретен в процессе чтения худлита, научпоплита, газет, журналов etc, но отнюдь не учебников); художник-миниатюрист и художник-модельер (логичное продолжение игр в куклы и шитья нарядов для них, см. тэг "хендмейд"); переводчик с французского.

Учитывая все вышеизложенное, для своей дочери я вижу только два варианта: православная гимназия (если она захочет учиться в коллективе), или домашнее обучение. При выборе между этими вариантами ориентироваться буду только на ее склонности, увлечения, темперамент etc.

Еще одна важная составляющая школьного обучения, пресловутая "социализация", заслуживает отдельного поста, о ней - в след.раз.

ЗЫ Мне известно о существовании интернета, гаджетов и прочей фигни, якобы отвлекающих ребенка от чтения, или даже "не позволящих научиться читать для удовольствия". Но поскольку мне также известна масса примеров обратного, где все это ничуть детям не мешало в первом классе самостоятельно читать, скажем, "Властелина колец", то об этом и упоминать не стоит.
Tags: дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments